Модель психологической службы в ДОУ
Модель деятельности психологической службы МБДОУ «Детский сад №34»
Модель психологической службы ДОУ разработана на основе Концепции развития психологической службы на период до 2025 года, утвержденной министерством образования Красноярского края и плану мероприятий по ее реализации, где определены цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической
службы в системе образования.
Модель психологической службы создана в целях определения единых подходов к организации психологической службы в ДОУ и является инструментом управления ее развитием и подразумевает под собой единое научно-методическое и организационное пространство, которое включает: педагога-психолога, учителей-логопедов, учителя-дефектолога, воспитателей групп, старшего воспитателя.
Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за ее
организацию в ДОУ возлагается на заведующего.
Цель психологической службы ДОУ - обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление психического и психологического здоровья и развитие воспитанников, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.
Задачи:
1. Психологическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной и подгрупповой работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения и в семье.
3. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
4. Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
5. Создание психолого-педагогических условий для развития способностей и талантов воспитанников.
6. Профилактическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
7. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников дошкольного учреждения и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Психологическая служба МБДОУ «Детский сад №34» занимается сопровождением разных целевых
групп:
1. Воспитанники (адаптация детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, работа с детьми ОВЗ, работа с детьми "группы риска", работа с одаренными детьми);
2. Администрация, педагогический коллектив ДОУ;
3. Родители, законные представители.
Основные направления деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения:
Профилактика – целенаправленная систематическая деятельность по предупреждению возможных психологических проблем развития. Данная деятельность направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников (может быть реализована в форме разработки развивающих программ для детей разных целевых групп; совместная работа всех членов психолого-педагогической службы).
Диагностика - изучение индивидуальных особенностей и познавательных способностей, обучающихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; выявление одаренных детей и др. (анкетирование, наблюдение, тестирование
Просвещение, повышение компетентности -формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, повышение психологической культуры педагогов и родителей (беседы, семинары, выставки, подборки материала и прочее).
Консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в выявлении причин различных психологических проблем, их анализ и решение; оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений (индивидуальная и групповая работа).
Развитие и коррекция – деятельность, направленная на создание условий для повышения возможностей и решения конкретных проблем (индивидуальная, подгрупповая деятельность, обучающие встречи и прочее),
Адаптация – сопровождение семей в процессе консультативной и коррекционной работы с ними, конструирование адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество.